Крышка радиатора может показаться простой и незначительной частью вашего автомобиля, но она играет решающую роль в производительности и эффективности вашей системы охлаждения. Крышка радиатора предназначена для поддержания давления и герметизации охлаждающей жидкости в радиаторе, что предотвращает ее закипание, утечку или испарение. Неисправная или несоответствующая крышка радиатора может вызвать множество проблем, таких как:
- Перегрев при более низких, чем обычно, температурах
- Утечка охлаждающей жидкости из расширительного бачка или самой крышки
- Порванные или смятые шланги радиатора
- Повреждение двигателя, прокладки ГБЦ, термостата или водяного насоса
Чтобы избежать этих проблем, вам нужно выбрать правильную крышку радиатора для вашего автомобиля. В этой статье/руководстве мы поможем вам разобраться в различных типах крышек радиаторов, как прочитать их номинальное давление и как их безопасно и легко заменить.
Типы крышек радиатора
На рынке доступно множество типов крышек радиаторов, и они различаются по характеристикам, формам и размерам. Тип крышки радиатора, который вам нужен, зависит от двух основных факторов: типа системы охлаждения вашего автомобиля и типа используемой системы рекуперации охлаждающей жидкости.
Напорные и безнапорные системы охлаждения
Большинство современных автомобилей имеют систему охлаждения под давлением, что означает, что охлаждающая жидкость удерживается под определенным давлением крышкой радиатора. Это давление повышает точку кипения охлаждающей жидкости, позволяя ей работать при более высоких температурах без выкипания. Это повышает эффективность и производительность двигателя, особенно в экстремальных условиях.
Для системы охлаждения под давлением требуется крышка радиатора, которая может обеспечить плотное уплотнение и контролировать давление, когда оно увеличивается по мере нагревания и расширения охлаждающей жидкости. Если давление превысит определенный предел, крышка радиатора выпустит некоторое количество охлаждающей жидкости в расширительный бачок или в атмосферу, чтобы предотвратить повреждение системы.
С другой стороны, система охлаждения без давления не зависит от давления, чтобы предотвратить закипание охлаждающей жидкости. Вместо этого он использует термостат с более низкой температурой и радиатор большего размера для охлаждения двигателя. Для безнапорной системы охлаждения требуется крышка радиатора, которая позволяет воздуху входить и выходить из системы при расширении и сжатии охлаждающей жидкости.
Одинарное уплотнение против колпачков с двойным уплотнением
Еще одним фактором, влияющим на выбор крышки радиатора, является наличие на вашем автомобиле системы рекуперации охлаждающей жидкости или нет. Система рекуперации охлаждающей жидкости представляет собой устройство, которое собирает излишки охлаждающей жидкости, выпускаемой крышкой радиатора при слишком высоком давлении, и возвращает ее в радиатор при низком давлении. Это предотвращает потери охлаждающей жидкости и поддерживает постоянный уровень охлаждающей жидкости в системе.
Для системы рекуперации охлаждающей жидкости требуется крышка радиатора с двойным уплотнением: верхним и нижним. Верхнее уплотнение предотвращает попадание воздуха в систему и поддерживает давление. Нижнее уплотнение позволяет охлаждающей жидкости течь в бак утилизации и из него через шланг, прикрепленный к крышке.
На автомобиле без системы рекуперации охлаждающей жидкости шланг не подсоединяется к крышке радиатора. Вместо этого у него есть переливная трубка, которая направляет излишки охлаждающей жидкости на землю или в улавливающий бак. В этом случае достаточно одного уплотняющего колпачка, так как нет необходимости в нижнем уплотнении.
Как выбрать правильную крышку радиатора для вашего автомобиля
Номинальное давление
Номинальное давление крышки радиатора измеряется в фунтах на квадратный дюйм (psi) или килопаскалях (кПа). Он указывает, какое давление может выдержать крышка, прежде чем она откроется и выпустит охлаждающую жидкость. Номинальное давление крышки радиатора должно соответствовать или немного превышать номинальное давление вашей системы охлаждения, которое обычно указывается производителем вашего автомобиля.
Номинальное давление на крышке радиатора обычно указано сверху или сбоку. Например, крышка с давлением 13 фунтов на квадратный дюйм или 90 кПа означает, что она откроется, когда давление достигнет 13 фунтов на квадратный дюйм или 90 килопаскалей. Если вы используете крышку с более низким номинальным давлением, чем ваша система, она откроется слишком рано и вызовет перегрев. Если вы используете крышку с более высоким номинальным давлением, чем ваша система, она не откроется, когда это необходимо, и вызовет повреждение вашей системы.
Размер, форма и особенности
Крышки радиатора бывают разных размеров и форм в зависимости от марки и модели вашего автомобиля. Вам нужно выбрать крышку радиатора, которая плотно и надежно прилегает к заливной горловине вашего радиатора. Вы можете измерить диаметр и глубину заливной горловины с помощью линейки или штангенциркуля, чтобы узнать, какой размер крышки вам нужен.
Некоторые распространенные размеры крышек радиаторов:
- 32 мм (внутренний размер) x 10 мм (глубина)
- 32 мм (внутренний размер) x 16 мм (глубина)
- 2,2 дюйма (внешний размер) x 0,75 дюйма (глубина)
- 2,2 дюйма (внешний размер) x 1 дюйм (глубина)
- 2,7 дюйма (внешний размер) x 0,75 дюйма (глубина)
Некоторые крышки радиатора также имеют дополнительные функции, такие как:
- Рычаг или ручка, которая позволяет сбросить давление вручную
- Вентилируемый перепускной клапан, предотвращающий образование вакуума в системе
- Пластиковый колпачок, закрывающий металлический колпачок из соображений эстетики или безопасности.
- Крышка расширительного бачка, закрывающая бачок охлаждающей жидкости или расширительный бачок.